Пожалуйста подождите, идет загрузка сайта

В совхозе имени 40-летия Октября в Жайминском урочище на Жаяусской ‘ акшоке (Белой возвышенности) есть маленький холмик, обложенные невысокой стеной из камней. На стене ограды лежит череп лошади. Так помечена могила )Каяу-Мусы Байжанова.

Родился Муса в 1835 году в бедной семье кочевника в ауле Орман у озера Джасыбай. Otец его, Байжан, взял себе вторую жену, которая невзлюбила М.усу . и его мать Накыш. Вскоре Накыш с ребенком ушла из дома Байжана. Мусса. рос и воспитывался без отца.

Музыкальное дарование Мусы проявилось еще в раннем детстве. Маленький оборвыш целыми ЩIями просиживал у дв~рей юрты, откуда неслись волшеб»ые

звуки домбры. Он был очень любознательным, прилежным’в изучении арабской письменност-и. Отзывчивый дядя Тайжан, одобряя стреМЛ,ение мальчика, отправил его в Петропавловск к своему брату Кочке.’ .

в доме Кочке Муса получает возможность учиться грамоте и играть на домбре. Какая это была радость! Выполнив поручения по хозяйству, мальчик забивался в укромный уголок и подбирал мелодию услышанной и полюбившейся песни. А вскоре стал сочинять и свои мелодии. Одной из первых была песня «Ак когаршин». »

В начале пятидесятых годов позапрошлого ~eKa Муса попал в Омск и БЛ1:fже познакомил~я с музыкальным искусством. На одном из вечеров его услышали и приняли как певца -импровизатора. Живое участие в его судьбе принял двоюродный брат Чокана Валиханова Султангазы. При содействии новых друзей Байжанов остается в Омске учится в так называемой «Азиатской школе».

В 1956 году, последвУ.Х лет учебы, Муса приезжает к матери в родные Баянаульсие горы на каникулы. Здесь все напоминало ему горькие картины детских лет. Муса по новому взглянул на древние казахские обычаи.

В дни каникул молодой акын спел много новых вольнолюбивых песен.

Горьки~ думы земляков, гнев своей души вложил он в музыу..

   Бунтарские песни Мусы и его речи дошли до уха ага султана полковника’

Шорманова. .’

и вот в Омск к губернатору поскакали гонцы с доносами. Композитор был арестован, на улицах города появились сообщения о том, что «бунтовщик» Байжанов приговорен к кат<?ржным работам сроком на 12 лет. Его, закованного в кандалы, погнали этапом к Таболу.

После настой\{ивого ходатайства родни при содействии русского адвоката Меньшикова каторга заменяется посылкой. на фронт — на подавление польского восстания 1863 года. По дороге в Польшу и обратно во многих городах

России побывал композитор. А некоторых из, например, в Казани, Вильно, Риге, несмотря на строгий надзор, сумел установить знакомство с прогрессивными людьми того времени. В 1964 году возвращается на родину. Здесь снова неравная борьба с баями’ и феодалами, арест и ссылка.

В аулах все чаще поют новые песни Байжанова. Особенно полюбилась людям IJ.c. его песня «Ак-сиса», сочинени~ им после того, как Мустафа Шорманов отобрал

у него последнюю лошадь, и за певцом навсегда закрепилась кличка Жаяу Муса­

   В один. I:IЗ дней изгнании к Жаяу — Мусе приехал его земляк и сообщил          .

радостную весть: жена Мусы родила сына. Для суюнши — подарок за эту весть ~ у Мусы ничего не было. Он взял .домбру и спел свою новую песню «Хау — лау»

(Горение души), в которой выразилась вся горечь изmания, ненависть к миру, сытых:

МЯfКОГрИ80ГО бег неустанный…

  Как родные места далеки!    .

Я, изгнанник по воле Шорманова,

Вспоминаю аулы Баяна

И пьтает душа от тоски ­

Как родные места далеки!

Народная любовь к Жаяу — Мусе была настолько велика в аулах .Акмолинской степи и у берегов Иртыша и Ишима, в Каркаралах и Баянауле, что феодалы вынуждены были посчитаться с этим и разрешили ему вернуться в родные края. Акына. пытались примирить использовать его’ талант для прославл~ния феодалов. Но из этого ничего не выходило.

Когда грянула Великая Октябрьская социалистическая революция, Жаяу ­М.усе бьmо 82 года. Несмотря на недуг и преклонный возраст, он снова взялся задомбру и вдохновенно воспел революцию, Ленина, новую жизнь. Умер он 30 июня 1929 года вАкмоле БаянауJiьского района. Заботливо ухаживают за его’ могилой благодарные земляки. А на площади Центральной усадьбы совхоза. имени 40-летия Октября, на территории которого был аул Жаяу-Мусы,

установлен бюст певца и борца за свободу.                        .

При жизни его произведения не печатались. Поездка в Казань для того, чтобы издать сборник песен, окончилась неудачно, и больше Муса не предпринимал попыток стучаться в двери издательств. После революции его песни, в . большинстве ‘только тексты, печатались в газетах, журналах и литературно ­художественных собраниях лишь в 1959 году, благодаря кропотливой работесына Жаяу-Мусы, Салыка Мусина и ряда композиторов Казахстана, былособрано много песен, и сейчас. еще бытующих в народе, и издавна егомузыкальная книга «Песни и юои».

Творчество Жаяу-Мусы Байжанова было направлено на защиту прав

тру дового Казахстанского народа. Его произ~едения были и остаются близкими народу, многие из них органически слились с фольклорной поэзией

и поются в разных вариантах. Акыны и молодыIe певцы часто исполняют их. .

бедноты, разоблачал насилия царских, ЧИНОВНИКОВ, стоящих на стороне баев, выступал против унизительного обычая калымного брака, призыал к раскрепощению женщин.Султанмахмут торайгыовB умер в 1920 году.

Top