Пожалуйста подождите, идет загрузка сайта

  XVIII — одно из памятных времен для казахского народа, защищавшего свою государственность и самостоятельность — эпоха, запечатленная в истории под названием «Актабан- шубырынды» — «Годы великого бедствия». Тогда из недр народа выдвинулось немало героических личностей, осененных ореолом славы. Одним из таких отважных героев эпохи был Олжабай Толебаев, талантливый руководитель освободительной борьбы.

В 1741 годy, когда Аблай, глава Среднего жуза, находился в плену у джунгарского владыки Галдан-Церена, джунгары пытались захватить Каркаралинские и Баянаульские степи со стороны Иртыша — устраивали частые вылазки и набеги на аулы, угоняли скот, грабили, сжигали жилища мирных казахов. Но Олжабай со своим отважным племянником: Джасыбаем, троюродными братьями Едыге и е — батыром, сыновьями бия Казбека, срочно организовал боевые отряды для отпора врагу. B главе одного из отрядов стал батыр Джасыбай.

В живописной долине Джамбак, Олжабай созвал на совет богатырей Едыгея, Джасыбая, Жауке, Алпыса, Жекебатыра, Жанабека, Кошета, Жалантоса и Дулата. «Не, щадя жизни, изгнать захватчиков с  родной  земли!» — решили богатыри.

Первыми встретили врага воины Джасыбая. Его отряд, находясь в засаде,

подпустил противника почти вплотную и кинулся на него с пиками и стрелами, удары были меткими и сильными. Как подкошенные, валились поработители с коней. Смятение приходило в их ряды там, где появлялся предводитель отряда Джасыбай. Его копье насмерть разило непрошеных гостей. Враги обратились в позорное бегство, и пришли в себя только у озера Сабындыколь.

Решили пуститься на хитрость. Каждый всадник привязал повод лошади к ноге и сел задом наперед, чтобы, наступая, создать видимость отступления, уменьшить бдительность обороняющихся и застать их врасплох.

       — Ого! Они только опомнились, привели себя в порядок, — воскликнул

дозорный, — а, теперь уходят! Смотрите!

   Джасыбай взял джаурун — баранью лопатку, пригляделся через глазок в ней и

разгадал  вражескую хитрость.

— Ничего не выйдет! — сказал богатырь, усмехнувшись. Он вновь выстроил,  своих бойцов и напал на врагов в той долине, где те хотели перестроиться для броска в атаку. И снова нанес им поражение.  

Однако  отдых после боя для храброго Джасыбая оказался роковым. Он был убит стрелой вражеского мергена, который, лишившись в бою коня и спрятавшись за камнем, ждал наступления темноты.

  Когда гонец привез эту печальную весть Олжабаю, тот поднял своих бойцов и бросился догонять отступающих, надевая им опомниться. Вместе с ним мчались и джигиты Джасыбая. Смятение царило в стране врагов. Они убегали, оставив свое пристанище на Сабындыколе, тем, кто просил о пощаде, Олжабай отвечал:

— Вы все вместе взятые, не стоите пятки убитого вами витязя.  Истребить вас, волчью стаю!                  

Большинство джунгар на быстрых конях скрывались за дальними холмами, расположенные юго-восточнее Баянаульских гор, в Прииртышской равнине. В этих гopaх  Олжабай нанес джунгарам сокрушительный, последний удар. И с тех пор эти горы называются Калмак-кырылган – место разгрома калмыков (джунгар). А озеро Шоинколъ, в память о молодом Казахском батыре, смело вставшем на защиту Родины, народ переименовал в озеро Джасыбай. Его именем стали называть и перевал между озером и Баянаулом, где он держал оборону и был похоронен.

   Могила Джасыбая давно поросла травой. Но к ней не зарастет тропка, по которой приходят те, кто хочет почтить память славного сына казахского народа.

   Не забыто Баянаульцами и имя главного предводителя борьбы с джунгарскими

захватчиками в этих местах — Олжабая  Толебаева. Он проявил свой полководческий талант и в последующие годы.              

С именем Олжабая в Баян-Ауле связаны: камень на берегу озера Жасыбай, на котором по преданию отдыхал батыр; место, где Олжабай стоял караулом; горный перевал «Олжабай асуьш, названный по его имени Родословная Олжабая батыра (1709-1783) следующая: Сююндык — Сугынmи .- Мамык (Шуманак) ­Кулболды — Айдабол — Малгозы — Толыбай – Олжабай.

 Многие годы к  Баянаулу приковано внимание ученых — исследователей. Одним из первых исследователей Баянаула был крупнейший сибирский ученый, профессор — минеролог, член Метеоритного комитета СССР — Петр Людвигович Драверт. Он исследовал минералы на Урале, в Якутии, в Западной Сибири, в частности, в Прииртышье. В середине 30-х годов несколько раз уезжал с экспедицией в Баянаульские гopы. Он с восхищением говорил: «Сары-Apка — желтый хребет! Как метки и точны народные названия местности! В полупустынной степи Казахского мелкосопочника, к югу от Иртыша, появляются выходы древних кристаллических пород. Изогнутые пласты их представляют.

 Представляют собой горные хребты и миниатюре, являются как бы их макетом». 

Грот Драверта . Многие к Баянаулу прикована внимание ученых – исследователей Одним из первых исследователей Баянаула был крупнейший сибирский ученый, профессор – минеролог член Метеоритного комитета  СССР- Петр Людвигович  Драверт .Он исследовал минералы на Урале , в Якутии , в Западной Сибири В частности , В Прииртышье . В середине двадцатых годов несколько раз приезжал с экспедицией в Баянаульские горы . Он с восхищением говорил Сары-Арка желтый хребет . Как метки и точны народные названия местности . В полупустынной степи Казахского мелкосопчника , к югу от Иртыша , появляются выходи древних кристаллических пород. Именем Драверта и сейчас называют открытый и описанный им в 1926 году грот с писаницами древнего человека который находится у скалистого  берега озер Джасыбай , недалеко от скалы Атбасы – Конская голова .

Легендарным стало имя нашего современника — Каныша Имантаевича Сатпаева, Основателя Казахстанской школы геологов, организатора и первого президента Академии наук Казахской ССР.

В доме маленького Сатпаева до его поступления в школу единственной книгой был Коран: Родился он в год Кабана, во второй весенний месяц после Наурыза. Эту дату записал на этом самом Коране его отец.Отец будущего ученого Имантай Сатпаев (1848 -1928), был образованным’ человеком, обладал обширными познаниями, в области литературы и истории

края, свободно владел русским, фарс и  арабским языками. Имантай Сатпаев с особым уважением относился к Чокану Валиханову, был хорошо знаком с его отцом Чингисом Валихановым. Его  связь вала дружба с выдающимся ученым ­

‘Этнографом Г. Н. Потаниным.                                          .’

Мать К. И. Сатпаева, Алима (1862 — 1904), умерла, когда маленькому Канышу исполнилось пять лет. Воспитывала его старшая жена отца Нурим, которая и стала называть его Канышем (мулла дал ему имя Габдулгани).

Потом, будучи зрелым человеком, он посещал и зимовку — корык, где он родился, и свою чудом сохранившуюся школу, вернее, тот бревенчатый домик, в котором была его первая школа. Все показалось ему таким маленьким, и он не мог понять, как столько ребят помещал ось в этом узком сарайчике.

Его детские годы прошли Баянауле. Как и все ребята, он любил различные игры, покачаться на качелях, побродить по горам. Но в горах кудрявый большеголовый мальчик так увлеченно разглядывал скалы, собирал разные камешки, что обычно отставал от друзей и приходил домой один, всегда принося с собой грудой, камней. Особенно часто он ходил на скалы горы Сарымсакты (лукавой), находящийся в трех — четырех километрах от родного аула. .

Здесь неизвестно кем были выкопаны когда-то продолговатые, шириной в десять пятнадцать шагов, теперь уже обвалившиеся  ямы  В кучах — выбросах около ям и на дне их маленький Каныш находил диковинные вещи: поt:Iадались камни прозрачные, как стекло, дымчатого цвета, камни с синим и зеленоватым блеском, желтых, переливающихся тонов. Подолгу сидел он там, зачарованный и возвращался каждый раз с новыми находками.- Не клад ли золотой думаешь найти? — шутили над ним. — Найдешь – С нами поделись.

После окончания аульной школы Каныш Сатпаев учился в русско-киргизской школе в Павлодаре, в Семипалатинской семинарии, в 1920 году был избран

народным судьей в Баянауле. И по прежнему увлеченно коллекционировал

разные камни 1921 году Канышу Сатпаеву посчастливилось встретиться с профессором Томского технологического Института геологом Михайлом Антоновичем Усовым.

 который приехал сюда поправить здоровье чистым воздухом и кумысом и поселился в ауле его отца. Усов с интересом ознакомился с коллекцией минералов Сатпаева.

Осенью 1921 года, после блестяще сданных приемных экзаменов, Каныш Имантаевич поступает на геологическое отделение горного факультета Томского технологического Института. В годы учебы в институте формировалось мировоззрение K И. Сатпаева и складывался его характер. Огромное влияние на студента из Баянаула  оказали великие профессора талантливейшие геологи М. А.

Усов и В. А. Обручев.                                                             .

В 1926 году К. И. Сатпаев успешно окончил институт и стал первым казахом с дипломом горного инженера-геолога.

Молодой специалист летом работал на месторождениях, а зимой вел обработку материалов в городских условиях. Здесь он столкнулся с опытными знатоками своего дела, что способствовало выработке воли, необходимой для осуществлен-

ия своих планов..      .

В ноябре 1934 года на сессии Союзной Академии Наук К.И. Сатпаев выступил с докладом «Медь, уголь, марганцевые руды и другие ископаемые Жезгазган­у Данные этого уклада легли в OBУ решения сессии по вопросу освоения Большого Жезгазгана.                  

В 1937 году проблемы Жезгазгана были включены в план работы отрасли.

  В 1940 году К. И. Сатпаев, в связи с юбилеем, 20-летием Казахстана, за большие заслуги в освоении богатств недр Жезгазгана  был награжден высшей наградой того времени — орденом Ленина. В 1941 году К. И. Сатпаев назначается директором Геологического института Казахского филиала АНСССР, через два месяца на него были  возложены обязанности заместителя председателя Президиума Казахского филиала АНСССР, а. через год он стал руководителем филиала академии наук СССР  будущей Академии наук Казахстана. В 1942году К. И. Сатпаев становится первым казахом — доктором геолога-минералогических наук.    .

В июле 1946 года К.И.Сатпаев был избран первым президентом созданной Академии наук Казахстана. В октябре этого же года он был избран действительным членом Академии наук СССР и стал первым академиком из числа представителей науки восточных республик.

Были годы, принесшие К.И Сатпаеву немало переживаний. Его высокий авторитет заслонял власть имущих, за что они подвергали ученого гонениям. По необоснованным обвинениям идеологического толка с 1951 по 1955 годы было прервано его пребывание на посту президента АН Казахстана. Эти годы Сатпаев как директор Института геологических наук АН Казахстана посвятил науке о металлогении. В 1955 году он был избран президентом  АН Казахстана работал в этой должности более 14 лет.

 В 1958 году за разработку методологической основаны и составление прогнозных металлогенических карт центрально Казахстана , не имевших аналога в мировой геологической практике группа Казахстанских ученых геологов во главе с академиком К.И.Сатпаева была удостоена Ленинградской премии.

Эта работа показала роль казахстанских геологов и Сатпаевской школы всему миру.

 В 1959 году в дни своего шестидесятилетия К.И.Сатпаев в последний раз пребывал в родных Баянаульских горах навестил земляков. Во время встречи с пионерами на берегу озера Джасыбай рассказ о своем пути в науку он закончил словами.

Вы ходите ребята по тем тропам по которым ходил и я, но у каждого есть своя отправная точка в большом жизненном пути  как для меня была отправным пунктом загадка Сары-сакты. Будьте же упорны на путы к цели которую каждый из вас ставит перед собой .Но есть главное что обьединняет в жизни всех нас – эта  беззаветное служение нашей великой социалистической Родине.

Именем академика К.И .Сатпаева названы город в Карагандинской области Институт геологических наук АНРК где он был бессонным директорам ,АО «Жезказганцветмет» малая планета в созвездии Телыца минерал «Сатпаевит «ледник и горная вершина Жунгарского Алатау  сорта цветов сирени гладиолуса ряд улиц и школ в городок и поселках Республики Казахстан. В нашей области имя К.И.Сатпаева носят Экибасузский инженерно-технический институт и сельскохозяйственный производственный кооператив в Тендык где родился академика.                             

Султанмахмут Торайгыров.  родился 8 октября 1893 году.

 Баянаульском районе (ныне Павлодарская область), в семье скотовода. Отец, бедный кочевник, был человеком трудолюбивым,  мать умерла, когда будущему поэту был всего год. Он полной чашей испил Сиротскую долю.полуголодное существование. вот что видел Султанмахмут.Грамоте мальчик научился у отца, затем (1902 — 1967) учился у муллы. Султанмахмут был пытлив и любознателен.

Страстная жажда познания гонит его .в далекий Баянаул, где Султанмахмут

   учится в духовной школе- медресе (1908-1910).                  ‘.

в конце 1912 года Султанмахмут приезжает в Троицк, где поступает в мусульманскую -духовную школу. Он самостоятельно изучает основы ‘наук, решает овладеть русским языком, с восторгом читает Пушкина, Лермонтова, Крылова. Новый мир открывается перед его глазами, неизмеримо расширяется кругозор, и  Султанмахмут начинает нонимать многое, о чем раньше не. имел представления.

В школе 1913 года — Султанмахмут вынужден остановить учение. Лишения и голод подорвали его здоровье — поэт заболевает туберкулезом. Он едет в аул, где

обучает детей. Но проходит некоторое время, и он снова в Троицке. Вскоре Султанмахмут становится одним из выдающихся сотрудников известного: прогрессивного журнала «Айкал» . В 1913 — 1914 годах Торайгыров написал свой первый роман «Камар-Слу» — «Красавица Камар». Пятнадцатилетняя девушка предпочитает лучше умереть, чем жить со стариком, жестоким, уродливым богачом Нурумом. Дальние родственники, соблазненные большим калымом, содействуют похищению девушки. под видом лечения ее подвергают жесточайшим пыткам. Светлая, талантливая натура погибает от дикой жестокости, погибает и ее любимый, расправиться со «знахарем». В романе раскрыта актуальная тема человеческого достоинства женщины — казашки. Автору удалось верно, передать развития чувств героя и героини, их волнения. История жизни и любви Камар, показанная в романе, вызывает читателя’ чувство жгучей ненависти к фео, цельно – патриархальному  строю. Второе значительное про изведение роман в стихах «Кто виноват?», написанный в 1916 году. В ‘нем Торайгыров показал себя мастером широкого охвата социальной действительности. По новому истолкованы многие явления жизни, на суд существенности выносятся ее позорные стороны, связанные с проникновением капитализма, разлагающим влиянием денег. Алчные степные воротилы показаны покорными слугами царизма. В романе показаны и положительные и — положительные образы новых людей. Один и них — учитель Ануар, являющийся проводником науки и культур). В 1919 год, в разгар гражданской войны, Султанмахмут написал поэму «Бедняк».                                 .

Написаны Торайгыром поэма «3аблудившаяся ЖИЗНЬ», много гражданских

лирических ‘стихотворений, очерки и статью. И во всех своих произведениях он был глашателем народа. В декабре 1919 года, как только Красная Армия

освобождает Прииртышье от колчаковщины, Торайгыров едет в Павлодар, чтобы встретиться с председателем ревороционного  уездного комитета.

Возвратившись, он работает председателем Шидертинского  военкомата пишет’… Вся деятельность Торайгырова прошла в неутомимой борьбе за . просвещение родного народа, за освобождение его от духовного и политического гнета. !Поэт ненавидел невежество и темноту, которые калечили и уродовали людей, страстно мечтал о свободной и счастливой жизни, напряжению порою мучительно искал путь преобразования жизни кочевого аула, где господствовали мрачные, родовые обычаи и традиции Султанмахмут Торайгыров верил в грядущее торжество правды в светлое будущее родного народа. В его творчестве социальной социальные протест зазвучал с огромной силой. От имени миллионов угнетенных бедняков он предъявил счет господствующему классу, счет суровой и еще оплаченный.

Сколько на свете таких рабов,

Чей жребий жалок, чей труд. суров!

Но есть ли богач, сполна оплативший,                     :

Слезы измученных бедняков?

С именем Торайгырова связано и жанровое обогащение родной литературы. Создатель первых казахских романов — в стихах, прозах, первых философских и социальных поэм и очерков, Торайгыров за свою короткую жизнь сумел занять почетное место в истории национальной культуры. Гражданский лирик по характеру своего таланта, Султанмахмут был достойным преемником и продолжателем демократических традиций Чокана Валиханова, Ыбрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. По своим философическим взглядам он материалист и воинствующий атеист.

у озера Торайгыр стоит надrpобный памятник, праправнуку знаменито. го бия, поэту — демократу Султанмахмуту Торайгырову. Его именем назван совхоз у озера. На его центральной усадьбе, у школы, труженики совхоза установили бюст славного земляка, а в двух комнатах Дома Культуры открыт его мемориальный музей.

Из уст в уста передаются рассказы современников поэта о страстной тяге

Султанмахмута к знаниям, о его высокой любви к трудовому народу, которые выражены в про изведения и проявлялись во всех его поступках.

Произведения Троайгырова представляют собой образцы мистического творчества, начало которому было заложено Абаем Кунанбаевым. ‘Поэт . раскрывал противоречия классовых интересов баев и эксплуатируемой ими бедноты, разоблачал насилия царских, чиновников, стоящих на стороне баев, выступал против унизительного обычая калымного брака, призывал к раскрепощению женщин.Султанмахмут Торайгыров умер в 1920 году.

про водником науки и культуры. В 1919 гoд~, в разгар гражданской войны, Султанмахмут написал поэму «Бедняк».

Написаны Торайгыром поэма «3аблудившаяся жизнь», много гражданских лирических стихотворений, очерки и статью. И во всех своих произведениях он был глашателем народа. В декабре 1919 года, как только Красная Армия

. освобождает Прииртышье от колчаковщины, :Горайгыров едет в Павлодар, чтобы встретиться с председателем революционного уездного комитета. Возвратившись, он работает председателем Шидертинского  волревкома и пишет,

  пишет’… Вся деятельность Торайгырова прошла в неутомимой борьбе за        ‘

просвещение родного народа, за освобождение его от духовного и ‘ политического гнета. Поэт ненавидел невежество и темноту, которые калечили и уродовали людей, страстно мечтал о свободной и счастливой жизни, напряжению порою мучительно искал пути преобразования жизни кочевого аула, где господствовали мрачные, родовьiе обычаи и традиции Султанмахмут Торайгыров верил в грядущее торжество правды. в светлое будущее родного народа. В его творчестве социальной социальные протест зазвучал с огромной силоЙ. от имени миллионов угнетенных бедняков он предъявил счет господствующему классу, счет суровой и еще оплаченный.

Сколько на свете таких рабов,

Чей жребий жалок, чей труд,суров!

Но есть ли богач, сполна оплативший,

Слезы измученных бедняков?

С именем Торайгырова связано и жанровое обогащение родной литературы. Создатель первых казахских романов — в стихах, прозах, первых философских и социальных поэм и очерков, Торайгыров за свою короткую жизнь сумел занять почетное место в истории национальной культуры. Гражданский лирик по характеру своего таланта, Султанмахмут был достойным преемником и продолжателем демократических ТРадИЦИЙ Чокана ВалихаНова, Ыбрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. По своим философическим взглядам он

матери,алист’ и воинствующий. атеист. у озера Торайгыр стоит надгробный памятник, праправнуку знаменитого бия,

поэту — демократу Султанмахмуту Торайгырову. Его именем назван совхоз у озера. На его центральной усадьбе, у школы, труженики совхоза установили бюст славного земляка, а в двух комнатах Дома Культуры открыт его  мемориальный музей.                

Из уст в уста передаются рассказы современников поэта о страстной тяге Султанмахмута к знаниям, о его высокой любви к трудовому народу, которые выражены в произведениях и ПРОЯВЛЯЛИ9Ь во всех его поступках.

Произведения Тороайгырова  предоставляют собой образцы реалистического творчества, начало которому было заложено Абаем Кунанбаевым. ‘Поэт, раскрывал противоречия классовых интересов баев и эксплуатируемой ими.

Советский период. Каныш Сатпаев. 

Легендарным стало имя нашего современника — Каныша Имантаевича Сатпаева, Основателя Казахстанской школы геологов, организатора и первого президента Академии наук Казахской ССР.

в доме маленького Сатпаева до его поступления в школу еДИl!ственной книгоЙ был Коран: Родился он в год Кабана, во второй весенний месяц после Наурыза. Эту дату записал на этом самом Коране его отец.

Отец будущего ученого Имантай Сатпаев (1848 -1928), был образованным человеком, обладаЛ обширныМи познаниями,в области литературы и истории края, свободно владел русским, фарс и и араgским языками. Имантай Сатпаев с особым уважением относился к Чокану Валиханову, был хорошо знаком с его отиом Чинписом валихановы.. Его связь~вала дружба с выдающимся ученым Этнографом Г. Н. Потаниным.                                          .’

Мать К. И. Сатпаева, Алима (1862 — 1904), умерла, когда маЛенькому Канышу исполнилось пять лет. Воспитывала его старшая жена отца Нурим, которая и стала называть его Канышем (мулла дал ему имя Габдулгани).

Потом, будучи зрелым человеком, он посещал и зимовку — корык, где он родился, и свою чудом сохранившуюся школу, вернее, тот бревенчатый домик, в котором бьта его первая школа. Все показалось ему таким маленьким, и он не мог понять, как столько ребят помещал ось в этом узком сарайчике.   :

Его детские годы прошли Баянауле. Как и все ребята, он любил различные игры, покачаться на качелях, побродить по горам. Но в горах кудрявыЙ большеголовый мальчик так увлеченно разглядывал скалы, собирал разные камешки, что обычно отставал от друзеЙ и приходил домой один, всегда принося с собоЙ грудой, камней. Особенно часто он ходил на скалы горы Сарымсакты (лукавой), находящийся в трех — четырех километрах от родноrо аула. .

Здесь неизвестно кем были выкопаны когда-то продолговатые, шириной в десят~ — пятнадцать шагов, теперь уже обвалившиеся ямы. В кучах — выбросах около ям и на дне их маленький Каныш находил диковинные вещи: поt:Iадались камни прозрачные, как стекло, дымчатого цвета, камни с синим и зеленоватым блеском, желтых, переливающихся тонов. Подолгу сидел он там, зачарованный и возвращался каждый раз с новыми находками.

— Не клад ли золотоЙ думаешь наЙти? — шутили над ним. — Найдешь — С.~ами поделись.

После окончания аульной школы Каныш Сатпае~ учился в русско-киргизской школе в Павлодаре, в Семипалатинской семинарии, в 1920 году был избран

народным судьей в Баянауле. в 1921 году Канышу Сатпаеву посчаСТЛИВИЛQСЬ встретиться с профессором ТОМСКОГО технологического Института геологом Михайлом Антоновичем

У совым, который приехал сюда поправить здоровье чистым воздухом и кумысом и поселился в ауле его отца. У сов с интересом ознакомился с коллекцией минералов Сатпаева.

Осенью 1921 года, после блестяще сданных приемных экзаменов, Каныш Имантаевич по~тупает на геологическое отделение горного факультета Томского технолог.ического Института. В годы учебы в институте формировалось мировоззрение K

И. Сатпаева и складывался его характер. Огромное влияние на’ . студента из Баян а оказали велwкие профессора талантливейшие геологи М. А.

Усов и В. А. Обр чев.                                   .

В 1926 году К. И. Сатпаев успеii1но окончил институт и стал первым казахом с дипломом горного инженера. геолога.

Молодой специалисr летом работал На месторождениях, а зимой вел обработку материалов в городских условиях. Здесь он столкнулся с опытными знатоками своего дела, что способствовало выработке воли, необходимой для

осуществления своих ШIанов.       .

В ноябре 1934 года на сессии Союзной Академии Наук K~ И. Сатпаев выступил с докладом «Медь, уголь, марганцевые руды и другие ископаемые Жезгазган­у лытауского района» Данные этого уклада легли в OC~OBY решения сессии по

вопросу освоения Большого Жезгазгана.               .                        ‘:

В 1937 году проблемы Жезгазгана были включены в план работы отрасли. В

1940 году К. И. Сатпаев, в связи с юбилеем, 20-летием Казахстана, за большие заслуги в освоении богатств недр Жезгазгана бьт награжден высшей наградой того времени — орденом Ленина. В 1941 году К. И. Сатпаев назначается директором Геологического института Казахского филиала АНСССР, через два месяца на него бьти возложены обязанности заместителя председателя Президиума Казахского филиала АНСССР, а. через год он стал руководителем филиала академии наук СССР — будущей Академии наук Каза.хстана. В 1942

году К. И. Сатпаев становится первым казахом — доктором ‘~еолого-             .

ми нералщ’ических наук.                                                                                   .

В июле 1946 года К. И. Сптпаев был избран первым президентом созданной Академии наук Казахстана. В октябре этого же года он был избран действите.J!ЬНЫМ членом Академии наук СССР и стал первым академиком из числа представителей науки восточных республик.

Были годы, принесшие К. И. Са~паеву немало переживаний. Его высокий авторитет заслонял власть имущих, за что они подвергали ученого гонениям. По необоснованным обвинениям идеологического толка с 1951 по 1955 годы было прервано его пребывание на посту президента АН Казахстана. Эти. годы Сатпаев как директор Института геологических наук АН Казахстана посвятил. науке о металлогении. В 1955 году он был изрран президентом АН Казахстана и работал в этой должности более 14 дет.

В 1958 году за разработку методологической основы и составление прогнозных металлогенических карт центрально Казахстана, не имевших аналога в мировой геологической практике, группа Казахстанских ученых ­геологов во главе с академиком К. И. Сатпаева бьша удостоена Ленинградской

r’!ремии. Эта работа показала роль казахстанских геологов и Сатпае~ской школы всему миру.                                                                                                             .’

в 1959 году, в дни своего шестидесятилетия, К. И. Саитпаев в последний раз пребывал в родных Баянаульских горах, навестил земляков. Во время встречи с

пионерами на берегу озера Джасыбай рассказ о своем пут,и в науку он

, .

закончил словами:                   »                      ~.

— Вы ходите, ребята, по тем тропам, по которым ходил и я.’ Но у каждого есть своя отправная’ точка в большом жизненном пути, как ДЩI меня была отправным пунктом загадка Сарым-сакты. Будьте же упорны на пути к цели, которую

каждый из вас ставит перед собой. Но есть главное, что объединяет в жизни всех нас, — это беззаветное служение нашей великой социалистической Родине!

Именем академика К. И. Сатпаева названы город в Карагандинской области, Институт геологических наук АНРК, где он б~ бессменным директором, АО «Жезказганцветмет», малая планета в созвездии Тельца, минерал «Сатпаевит», ледник и горная вершина Жунгарского Алатау, сорта’ цветов сирени гладио.луса, ряд улиц и школ в городах и поселках Республики Казахстан.

В нашей области имя К. И. Сатпаева носят ЭкибастузсIЩЙ инженерно ­технический институт и сельскохозяйственный производственный кооператив вс. TeHды,, где родился академик. ‘

                                         Жумат Шанин.

   Жумат Шанин — один из замечательных уроженцев Баянаула, первый режиссе’р первого казахского театра.                                                      .

Родился Жумат в 1892 году в ауле, расположенном вблизи озера саБындыIоль.. Стремление к знаниям приводит его в 1912′ году в Омск, где он работает и учится у частного учителя, а через три года поступает на . бухгалтерские курсы. В 1916 году был мобилизован на тыловые работы. После свержения самодержавия, вернувшись с фронта, устраивается бухгалтером в Каркаралинске. Уже в это время он начинает свою театральную деятельность­ создает небольшой драматияеский кружок.                                                  .

После ликвидации колчаковщины Шанин переезжает в Павлодар. Здесь он вступает в ряды ВКП( б ) , работает в киртатсекции уком партии, организует кружок самодеятельности. Здесь начинает работу над пьесой «Аркалык — батыр» по мотивам народных преданий, записанных от сказателей. В 1922 году он с

переводится на партийную работу в ~айсан, где продолжает трудиться над пьесой, а через год направляется в Семипалатинск для руководства открывающимся губернским театром. Там и была поставлена пьеса «Аркалык­атыр», самая значительная из его работ, согласно отзывам критики. Б ней ­красочные картины казахской старины XVIII века. Она направлена противфеодальных вдастей, всегда готовых сговориться между собой за счетинтересов. народа. Бъшукло, ярко по казана борьба батыра Аркалыка засправедливость.

— Пьеса «Акралык — батыр», ‘: вспоминает ветеран казахского театра Калан Бадытов, — большая сложная драма с пятьюдесятью действУ1РЩИМИ лицами. Сговору феодалов в ней’ противопоставлена дружба батыров. О.цнако в соответствии с печальной действительностью прошлого, в финале пьесы коварный Ажихан при содействии батыра, изменившего дружбе, убивает Аркалыка…

Кроме этой драмы в Семипалатинске Ж. Шаниным были поставлены пьесы. ,. «.Каракоз», «Айдарбек», «Торсыкбай», «Байбише — токал» и другие.

Режиссером и актером Семипалатинского губернского театра Шанин работает до 1927 года. Когда в Кзыл — Орде открывается республиканский театр, Шанин назначается его главным режиссером. Потом, с переводом столицы, переезжает в Алма — Ату.                                                                                                  ‘.

   13 января 1931 года, в день пятидесятилетия республиканского театра, .

Шанин был удостоен звания народного артиста Казахской республики.

   Вот как БС,ПОМИНал о Жумате Шанине другой ветеран казахского театра, Серке Кожамкулов: ,

— Жумат, как никто другой, тобил искусство и отдавал ему себя без остатка. Рождение казахского драматического, а потом и оперного театра неразрывно. связано с его именем.

   В сегодняшнем Баянауле одна из главных улиц носит имя :галантливого драматурга.

Шакен Айманов.

На окраине центральной усадьбы совхоза имени Торайгырова, у ольховой рощи;’ из-под горы бьет стремительной струей зеркально- чистый родник Айманов — булак. Нет в округе воды приятней на вкус, более освежающей и

бодрящей, чем в этом источнике. Часто туристы на отдых или ночлег      .’ »

останавливаются именно у Айман-булака. На привале они узнают, что назван родник по имени деда известного Казахского актера и режиссера Шакена Айманова.

Старожилы вспоминают, что еще с ранней юности внук Аймана Шакен обладал музыальныыM даром и был увлекательным рассказчиком. У спешно’

ОКОНЧИ’В сельскую школу, мальчик стремился к получению дальнейшего

образования. В начале тридцатых годов он у1fИЛСЯ в Семипалатинском педагогическом институте, где активно учаc-rвует в студенческой самодеятельности. Здесь в 1933 году и находит Комиссия по набору артистов в Республиканский драматический театр. Члены комиссии с удивлением обнаруживают, что Шакен давно самостоятельно занимается изучением искусства, поет свободно и с высоким чувством; играя на сцене, стремится понять ~apaктep героя; разбирается в содержании и художественной ценности многих пьес.                                                                                               

Работа в Казахском академическом театре драмы, Шакен Айманов играл самые различные роли: борца за народное дело Исатая в пьесе «Исатай и Махамбет», злодея Кодара — в «Козы-Корпеш — Баян-слу», Хлестакова — а «Ревизоре», Петруччио — в «Укрощении строптивой» . Замечательно была исполнена роль в Orелло, которая явилась з.начительным этапом в творчестве актера. Он проявил себя и как режиссер театра.           .      .

с переходом в киностудию «Казахфильм» е,ще ярqе проявился талант illакена. Многие фильмы, созданные с его участием или под его руководством, полюбились зрителям, и последний для Шакена -режиссера фильм «Конец атамана» по праву считается одним из лучших.       ‘

Айманов хорошо знал об эмоциональной силе пейзажа и часто для съемки сцен на натуре приезжал в свой родной БаянаУЛЬСIGiЙ район, ИЩIOльзуя его природу для более глубокого раскрытия содержания своих фильмов и их эмоционального воздействия на зрителя. В Баянауле снимались «В одном районе», «Адар-Косе», «Поэма о любви», «У подножия Найзатаса» и другие картины. Безбородого обманщика — Алдара-Косе, полюбившегося всем весельчака, замечательно сыграл сам Шакен Кенжетаевич.

Трагическая смерть Ш. К. Айманова в 1970 году явилась тяжелой утратой для советского кино, глубоко скорбели о нем его земляки -баянаульцы. Школа и одна из улиц в районном центре сейчас названы его именем. .

Top